На главную

 
Аспирантура
Книги и пособия
Кафедра катализа и адсорбции
Кафедра физической химии
Версия для печати | Главная > Образование > Аспирантура > Информация для обучающихся аспирантов > Кандидатские экзамены > Кандидатские экзамены по истории и философии науки

Список экзаменационных вопросов по курсу

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1. Наука как социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры.

2. Классификация наук. Формирование науки как профессиональной деятельности.

3. Основные стадии исторического развития науки. Формирование идеалов математизи- рованного и опытного научного знания (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).

4. Позитивистская и неопозитивистская традиции в философии науки (О.Конт, Венский кружок и др.).

5. Постпозитивистская проблематика философии науки. Критический рационализм К.Поппера.

6. Постпозитивистские концепции философии науки: И.Лакатос, П.Фейерабенд.

7. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.

8. Особенности научного познания и знания. Научное знание как система.

9. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

10. Основания научного познания и знания: научная картина мира, ее исторические формы и функции в системной организации познания и научного мировоззрения.

11. Парадигмы и теоретические модели в научном познании.

12. Методы научного познания, их классификация.

13. Роль исследовательских программ и моделей в научном познании.

14. Научная картина мира и типы научной рациональности.

15. Научная теория как наиболее полная форма научного познания.

16. Классический и неклассический варианты формирования научной теории.

17. Научные традиции и научные революции. Т.Кун о структуре научных революций.

18. Социо-культурные предпосылки глобальных научных революций. Изменение смыслов мировоззренческих оснований культуры; перестройка оснований науки.

19. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

20. Главные характеристики современной постнеклассической науки. Процессы дифференциации и интеграции наук.

21. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Процедуры обоснования теоретических знаний.

22. Критерии истины в научном познании.

23. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов в научном познании.

24. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

25. Сциентизм и антисциентизм. Постнеклассическая наука и установки техногенной цивилизации.

26. Новые этические проблемы науки в ХХ1 столетии. Социальные ценности и процесс выбора стратегии исследовательской деятельности.

27. Наука как сфера отношения человека и природы. Экологическая этика и ее философ- ские основания.

28. Философия космизма и развитие науки. Учение В.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

29. Наука как социальный институт Социологический и культурологический подходы в изучении его функций.

30. Научные сообщества и их исторические типы. Проблема коммуникаций в науке.

31. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

32. Научные школы и подготовка научных кадров. Развитие способов трансляции научных знаний.

33. Наука и другие виды культурно-познавательной деятельности (искусство, религия, обыденное познание).

34. Философия и наука. Философские идеи как эвристика научного поиска.

35. Роль общенаучных методов в решении теоретических задач. Математизация и моделирование в теоретическом исследовании.

36. Синергетический подход в системном анализе развития науки.

37. Проблема, теоретический факт, теоретическое понятие в научном исследовании.

38. Компьютеризация и процессы развития научного познания.

39. Объективная диалектика бытия и выражающие ее принципы.

40. Специфика субъект-объектного отношения в гуманитарном подходе.

41. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативность как условие создания нового знания.

42. Проблема истинности и рациональности в социо-гуманитарном познании.

43. Специфика естественно-научного и социо-гуманитарного познания.

44. «Лингвистический поворот» в философии науки в первой половине ХХ в.

РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ

1. Соотношение истории и философии химии.

2. Проблема взаимоотношения химии с другими научными дисциплинами.

3. Химия как наука и ее связь с технологией.

4. Понятие концептуальной системы в химии. Основные концептуальные системы.

5. Взаимодействие и развитие концептуальных систем в химии.

6. Учение об элементах как исторически первый тип теоретической концептуальной системы в химии.

7. Философские основания концептуализации понятия элемента у Бойля.

8. Ранние формы учения об элементах и философские основания химии.

9. Периодическая система элементов: три концепции.

10. Структурная химия и атомно-молекулярное учение.

11. Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структурных теорий.

12. Химическая кинетика и химические системы.

13. Химическая кинетика и проблемы поведения химических систем.

14. Концепции самоорганизации и синергетика в химической науке.

15. Физика и химия: этапы и типы физикализации.

16. Методологический редукционизм и физикализация химии.

17. Редукционизм и проблема единства знания.

18. Приближенные методы в химии как философская проблема.

Рекомендуемая литература:

1.      Гайденко П.П. История новоевропейской философии, ее связи с 

наукой. М., 2000.

2.      Койре А. Очерки истории философской мысли. М. 1985.

3.      Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 

1999.

4.      Куайн В.О. Слово и объект. М., 2000.

5.      Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

6.      Микешина Л.С. Философия познания. М, 2008.

7.      Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

8.      Огурцов А.П. Философия науки в XX веке // Философия науки. М, 2000. 

Вып. 6. С. 188-215.

9.      Поппер К. Логика и рост научного знания. М, 1983.

10.     Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

11.     Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2000.

12.     Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1974.

13.     Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб., 2001.

14.    Степин B.C. Теоретическое знание. М., 1999.

15.     Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 

1995.

16. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки М., 1986.

18. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

19. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск, 2001.

20. Черняк B.C. История. Логика. Наука. М., 1986.

21. Кембелл Дж.А. Почему происходят химические реакции. М., 1967.

22. Кузнецов В.И., Печенкин А.А. Концептуальные системы химии: 

структурные и кинетические теории // Вопросы философии, 1971 г., № 1.

23. Кузнецов В. И. Диалектика развития химии. От истории к теории 

развития химии. М.: 1973. 327 с.

24. Азимов А. Краткая история химии. М., 1983.

25. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии Ч. 1. М.: 1969. 455 с.



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных